Фейк или правда?

Информационные баталии, которые последние дни происходят в соцсетях, напомнили нам об эксперименте по восприятию действительности, который в 1961 году провёл профессор Соломон Аш. Он собрал в одной комнате семь человек: один из них был испытуемый, остальные шесть человек были помощниками профессора, чьей целью было введение в заблуждение истинного участника эксперимента. На стене были нарисованы параллельные линии длиной 25 и 35 см. Профессор спрашивал, какая из линий длиннее, а шесть его ассистентов в едином порыве отвечали, что 25-сантиметровая линия длиннее 35-сантиметровой, хотя истинность обратного утверждения была видна невооружённым глазом. В 60% случаев испытуемые поддерживали заведомо абсурдное утверждение. Эксперимент наглядно продемонстрировал, как работает конформность — трансформация мнения или поведения человека под влиянием давления со стороны других людей.

По схожей модели работают соцсети и мессенджеры. Большинство пользователей соцсетей не создают собственного контента, а просто делают перепосты публикаций, которые показались им значимыми (зачастую даже не дочитывая их до конца, чтобы побыстрее переслать).

Алгоритмы соцсетей настроены таким образом, что наиболее сенсационные посты — безотносительно к их достоверности — получают максимальную реакцию (неважно, положительную или отрицательную) пользователей и, следовательно, наибольшее распространение. Они же вызывают эффект информационного пузыря, в котором человек невольно оказывается, когда алгоритмы подбирают для него новости в соответствии с тем, что он читал раньше и как реагировал на прочитанное. Как же тогда сохранить объективность, перестать пропадать в интернете и расходовать свои эмоциональные силы на информационный мусор?

- Самостоятельно собирать свою «информационную корзину». Обращаться к первоисточникам, а не к многочисленным перепостам. Но при этом не впадать в крайность, не якориться на негативных событиях, постараться сохранять себя для более важных и продуктивных вещей.

- Критически анализировать информацию. Применять инструментарий критического мышления: понимать и оценивать факты, рассуждения, свидетельства и предвзятости людей. У критического мышления много противников, но их можно научиться распознавать: «ошибка выжившего», когда мы делаем выводы, рассмотрев исключительно успехи; предвзятость подтверждения — использование новой информации для подтверждения уже имеющейся; догматизм — отстаивание определённых принципов как истины в последней инстанции; представление о том, что «после» всегда значит «вследствие».

- Когнитивная гибкость. Умение пересматривать свою точку зрения с учётом новых фактов. Ведь признавать свои ошибки вовсе не стыдно.

 

<< Назад

Наверх