Министр обороны А.Сердюков – победитель, которого не ждали

Сможет ли «варяг из «Ленторга» взнуздать «витязей в бараньих папахах»? Ответ парадоксальный: да, сможет! И покруче Ежова с Мехлисом. За внешне анекдотическим назначением вчерашнего торговца из Ленмебельторга Анатолия Сердюкова министром обороны стоит проект Путина по созданию под себя устойчивой системы теневого управления страной, позволяющей передать номинальную власть «зиц-председателю».

В будущей системе власти Сердюков будет не просто министром – а соправителем

Назначение на пост министра обороны Анатолия Сердюкова стало сенсацией, однако настоящая сенсация совсем не в том, что новый глава военного ведомства не только никогда не занимал в нем каких-либо постов, но и вообще ранее не носил генеральских погон (в отличие от своего предшественника, генерала ФСБ Сергея Иванова). Гораздо важнее система отношений Сердюкова, которая подготовила его назначение, и место нового главы Минобороны в аппаратном соотношении сил - как в сегодняшнем, которое существует при Владимире Путине, так и в том, которое выстраивается Путиным вокруг будущего преемника уже сегодня. А главная сенсация – в том, что Сердюков уже сегодня держит Минобороны в «ежовых рукавицах» - да так крепко, что никто не пикнет.

Считается, что в путинском окружении существуют две основные группы влияния, условно называемые «либералами» и «силовиками». Возникает, правда, вопрос о том, куда отнести Сергея Иванова, который дистанцирован как от Дмитрия Медведева, так и от Игоря Сечина. Однако Иванов – далеко не единственное исключение из этого «правила», которое представляется явно ошибочным.

Действительно, «питерское землячество», представители которого занимают ключевые посты в системе российской власти, более напоминает атомизированную конструкцию, в которой существует много центров влияния (Медведев, Сергей Иванов, Сечин, Виктор Иванов, Якунин, Кудрин, Чемезов, Зубков и др.). Их представители время от времени вступают друг с другом в коалиции, одни из которых носят ситуативный характер, а другие более стабильны. При этом наибольшую степень стабильности обеспечивают родственные связи – вспомним очень стабильную коалицию Игоря Сечина и Владимира Устинова, дети которых некоторое время назад поженились.

Если часть «питерцев» в настоящее время являются публичными политическими фигурами (Медведев, Сергей Иванов, Кудрин), а другие приобрели широкую известность (Сечин), то многие представителей президентского окружения менее «засвечены», но от этого не становятся менее значимыми.

Одной из таких фигур является Виктор Зубков, который, по многочисленным сообщениям СМИ, является тестем нового министра обороны. Именно Зубкову Анатолий Сердюков обязан как переходом из бизнеса на государственную службу, так и своей стремительной карьерой в федеральных органах власти.

Аппаратные судьбы: Виктор Зубков и Анатолий Сердюков

Когда-то о Викторе Зубкове рассказывали, что у него настолько хорошие отношения с нынешним президентом, что он еще в Питере помогал Путину выбирать место для его загородной дачи. Более важно, однако, то, что в начале 90-х годов Зубков был ближайшим сотрудником нынешнего президента – его первым заместителем в Комитете по внешним связям питерской мэрии. Именно он оказался одним из первых чиновников «старой школы», с которым работал Путин, ранее служивший в разведке и далекий от проблем управления городом.

Родившийся в 1941 году (на 11 лет старше президента), Зубков занимал ряд управленческих постов в Ленинградской области – от директора совхоза до зампреда Ленгорисполкома по сельскому хозяйству . Перейдя в 1992 году в питерскую мэрию, он отвечал за снабжение города продовольствием, что в это время было не только экономической, но и важнейшей социально-политической задачей.

В следующем, 1993, году Зубков возглавил государственную налоговую инспекцию по Петербургу, получив известность как жесткий налоговый инспектор, способный выполнять план по сбору налогов в ситуации, когда во многих других регионах такие планы систематически недовыполнялись. Именно способность «досуха» выжимать налоги стала причиной сохранения Зубкова на своем посту и после поражения Анатолия Собчака на губернаторских выборах 1996 года. Кроме того, Зубков был федеральным чиновником и не входил в «номенклатуру» нового губернатора Владимира Яковлева, то есть обладал определенной степенью самостоятельности.

В 1999 году Зубков, не выезжая из Питера, получил ранг заместителя министра по налогам и сборам, что существенно усилило его аппаратные позиции. По некоторым данным, в уже в 2000 году Зубков был путинским кандидатом в «генеральные откупщики» и входил в список кандидатов, которых новый президент Владимир Путин номинировал на посты в правительстве – он должен был возглавить налоговое министерство.

Однако в то время Путин еще не обладал достаточным влиянием и не имел полной свободны маневра в кадровых вопросах. В результате Зубков остался в Петербурге, став одновременно куратором, своего рода «государевым оком» ( или «смотрящим» - по терминологии более привычной для новой элиты) всех налоговых органов вновь образованного Северо-Западного федерального округа.

1 ноября 2001 года Зубков покинул Петербург, возглавив Комитет по финансовому мониторингу (так называемую финансовую разведку) в ранге первого заместителя министра финансов. В этом качестве он сразу проявил себя сильной и самостоятельной политической фигурой, независимой от своего формального начальника Алексея Кудрина.

Основной задачей Зубкова было исключение России из «черного списка» FATF (Межправительственной комиссии по борьбе с отмыванием криминальных капиталов) – само создание его комитета стало выполнением одного из условий этой комиссии. Так или иначе, но в конце концов Россия была исключена из списка, а в ведомстве Зубкова сконцентрировалась информация о большом количестве транзакций. При этом он постоянно расширял свое влияние – так, если первоначально финансовая разведка контролировала только операции кредитных организаций ( банков) на сумму свыше 600 тысяч рублей, то затем список структур, обязанных предоставлять информацию ведомству Зубкова, был расширен. В него вошли страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании, управляющие инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами, организации почтовой связи, ломбарды, лизинговые компании, торговцы драгоценными металлами и ювелирными изделиями, организаторы тотализаторов, букмекерских контор и лотерей. Затем этот перечень пополнили риэлторские и нотариальные конторы.

Существует информация, что перемещение Зубкова в Москву состоялось при активном участии Виктора Иванова, с которым они знакомы еще со времени совместной работы в питерской мэрии. Именно этот фактор сыграл значительную роль в том, что Зубков возглавил комитет в ситуации, когда у Кудрина был свой кандидат на данную должность.

Сотрудничество между Зубковым и Ивановым прослеживается и в дальнейшем – так, в июле 2004 года Иванов возглавил созданную президентским распоряжением межведомственную рабочую группу по разработке концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов, а Зубков стал его заместителем. Кроме того, именно Иванов в 2004 году рекомендовал Зубкова на пост полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, однако это назначение так и не состоялось.

Сердюков и его карьера: из «Ленмебельторга» – в руководители ФНС

В то же время начинается головокружительная карьера на государственной службе Анатолия Сердюкова. К тому времени 38-летний Сердюков имел одно высшее образование (полученное в Ленинградском институте советской торговли) и завершал второе (в 2001 году он стал выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета). Как раз в 2000 году он защитил кандидатскую диссертацию в области экономики.

К моменту перехода на госслужбу Сердюков имел большой опыт работы в сфере торговли мебелью – начав работать в одном из питерских мебельных магазинов еще в 1980-е годы, он быстро продвинулся в период трансформации старых советских структур в новые коммерческие. В возрасте 29 лет недавний заведующий секцией магазина стал заместителем директора по коммерческой работе «Ленмебельторга», преобразованного при его самом непосредственном участии в АО «Мебель-Маркет», учрежденное городским комитетом по управлению имуществом.

В новом АО Сердюков некоторое время был директором по маркетингу, а уже в 1995 году стал генеральным директором. По своему психологическому типу Сердюков был скорее аппаратчиком, чем предпринимателем. Он не создавал новых крупных структур, а трансформировал старую, адаптируя ее к условиям рыночных отношений и одновременно делая карьеру, опережая менее мобильных администраторов советского времени.

«Менеджерская» специфика облегчила ему и переход на госслужбу – в октябре 2000 года он становится заместителем руководителя Инспекции МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу. Прошло немногим более полугода, и он занимает более высокий пост - заместителя руководителя Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу Виктора Зубкова.

Непосредственным подчиненным Зубкова Сердюков, однако, был недолго. По некоторым данным, Иванов, отвечающий в администрации президента за кадровые вопросы, сыграл роль и в последующем карьерном росте Сердюкова – вплоть до выдвижения его на пост министра обороны. Похоже, что назначение Сердюкова заместителем Зубкова летом 2001 года было связано с необходимостью прохождения «стажировки» - уже к тому времени было ясно, что Зубков в Питере надолго не задержится.

После перевода Зубкова в Москву Сердюков занял его место. При формировании новой структуры исполнительной власти в 2004 году Зубков сохранил свой пост (его ведомство было только переименовано в Федеральную службу по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг). Сердюков же переехал в Москву, став вначале врио министра по налогам и сборам (министерство в соответствие с административной реформой находилось в стадии ликвидации), а затем руководителем вновь созданной Федеральной налоговой службы (ФНС).

Анатолий Сердюков - глава налоговой службы

Как глава ФНС Сердюков показал себя жестким администратором, способным реализовывать постановленные перед ним задачи. Настолько жестким и эффективным, что новым подчиненным стоит внимательнее изучить его служебные успехи на налоговом поприще. Правда, налоговое «дело ЮКОСа» началось еще до Сердюкова, но он активно продолжил курс на предъявление налоговых претензий к этой нефтяной компании, который привел вначале к продаже «Юганскнефтегаза» «Роснефти», а затем и к процедуре банкротства, которая вскоре будет завершена.

Одной из особенностей управленческого стиля Сердюкова является максимальная закрытость от прессы руководимых им учреждений. Еще в Петербурге он подписал распоряжение, согласно которому все обращения прессы в налоговую службу должны быть только письменными, на фирменных бланках и с печатями. И ответы на них журналисты получают тоже в письменном виде, причем спустя определенное время и, как утверждают сами журналисты, не всегда.

Информационной закрытостью характеризовалась и деятельность Сердюкова на посту главы ФНС. Вполне вероятно, что эта же стилистика будет свойственна ему на посту министра обороны – по контрасту с Сергеем Ивановым, который часто общается с прессой, и чаще – себе во вред.

Известно, что при Сердюкове существенно выросло количество арбитражных дел, выигранных ФНС у коммерческих структур. Таким образом, оспаривание решений службы стало если не безнадежным, то, по крайней мере, сомнительным делом. Это побуждает компании к уступкам в отношении государства. Впрочем, «дело ЮКОСа» само по себе отбило у многих коммерческих структур желание заниматься схемами минимизации налогообложения, даже если они носят юридически «чистый» характер. В любой момент государство может «закрыть лазейку» и признать схему криминальной, причем и за предшествующий период.

Разумеется, такое положение дел привело к росту собираемости налогов, что было поставлено в заслугу главе ФНС. Однако деятельность Сердюкова на посту главы ФНС показала, что служба, как и Росфинмониторинг, сохранила высокую степень автономии. Более того, она неоднократно вступала в конфликты с Минфином, продвигая свою точку зрения по профессиональным вопросам и при необходимости вынося противоречия в публичное пространство. Так, Сердюков, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, раскритиковал ряд предложений Минфина по вопросам налогового администрирования. Например, по мнению ФНС, при переходе на метод начисления при уплате НДС финансисты не посоветовались со специалистами службы; есть и другие разногласия.

Противоречия между ФНС и Минфином привели к тому, что в 2005 году оба учреждения выпустили противоречивые разъяснения о том, как фирмам, использующим упрощенную схему, списывать купленные товары и материалы. Минфин разрешал списывать их стоимость сразу после оплаты, а налоговики требовали сперва реализовать товары. В результате чиновникам пришлось признать, что налогоплательщики не должны отвечать за разногласия между ведомствами. Поэтому вне зависимости от того, каким разъяснениям следовала организация, пересчитывать единый налог за 2003–2005 годы оказалось не нужным.

Разногласия между Минфином и ФНС стали причиной создания министерством Кудрина специальной комиссии по согласованию позиций двух ведомств.

Сердюков-2008: в новой системе власти

На посту министра обороны Сердюков неизбежно будет продолжать курс своего предшественника на имитацию перевооружения армии и придание вооруженным силам более актуальных в свете социальной политики внутренних полицейских функций.

Однако вторая задача требует исключительно жесткого контроля за армейскими кадрами. Сможет ли «варяг из «Ленторга» взнуздать «витязей в бараньих папахах»? Ответ парадоксальный: да, сможет!

Формально назначение бывшего главы налоговой службы на пост министра обороны связано с необходимостью «уделять особое внимание экономической составляющей деятельности военного ведомства». Неформально - военные говорят о «централизации отката», размер которого, по слухам, уже перешел «психологически значимый рубеж» 50%.

На самом деле, в назначении Сердюкова важна не столько приписываемая недоброжелателями функция «черного кассира» «питерской» команды, сколько установление жесткого политического контроля за всеми персоналиями армии и ВПК.

Если раньше лояльность военных контролировалась политорганами и контрразведкой, то сегодня, когда идеологии нет, а все разведки мира лазают по российским секретным объектам официально ( не снимая парашюта и ушанки, как Штирлиц), единственный способ держать в узде генералов и оборонное ведомства - через контроль не всегда идеально законных коммерческой деятельности генералов и их окружения. И вот тут-то бывший глава ФНС с его исчерпывающими базами данных о подозрительных банковских «трансакциях» окажется покруче Троцкого, Ежова и Мехлиса, вместе взятых.

Путин совершенно прав: для гарантированного контроля Минобороны давно не хватало именно такого министра.

По всеобщему мнению, появление во главе военного ведомства Сердюкова порождает две проблемы. Первая очевидна – крайне негативное восприятие этого назначения военной корпорацией. Если Сергея Иванова приняли как статусного лидера, пришедшего с поста секретаря Совбеза, то назначение на пост вчерашнего налоговика и позавчерашнего торговца мебелью вызвало у армейской касты настоящий шок. А ведь вскоре наступит еще один шок – когда они поймут, что новый министр действительно их контролирует.

Вторая проблема в том, что в отличие от западных стран, где министерства обороны выполняют политические функции, а командование вооруженными силами сосредоточено в независимом от министерства военном органе, в России сохранена советская система, при которой начальник Генштаба является первым заместителем министра. Если такой политически сильный министр, как Иванов, в конце концов смог сломать хребет армейской корпорации, подчинить себе Генштаб и победить в аппаратной конкуренции с генералом Анатолием Квашниным, то Сердюкову еще предстоит доказывать свою состоятельность в качестве главы военного ведомства, а не просто «представителя вооруженных сил в органах власти».

Однако, как уже было сказано, именно Сердюков с его «налогово-полицейским» прошлым – именно тот человек, у которого « на каждый хрен моржовый найдутся ежовые рукавицы» на добротной юридической подкладке. Именно поэтому в Миноборны, огорошенном новым назначением как раз под февральский праздник, так тихо. И будьте уверены, что перед кабинетом нового министра генералитет уже сегодня трясет, как школьницу перед смотровым кабинетом.

Главный козырь нового министра обороны – то, что он знает, кого и где пощупать. И то, что подчиненные знают, что он знает…

Сердюков-2008: не просто министр, а соправитель «преемника»

Назначение «налогового маршала» Сердюкова министром обороны, связано не только и не столько со стремлением Путина взять военное ведомство в жесткие полицейские шоры, но и с выстраиванием Владимиром Путиным новой расстановки кадров, лично завязанной на Путина и взаимно контролирующих друг друга.

Новая аппаратная конфигурация строится не столько на конец второго срока, сколько на президентство его преемника, который будет лишь первым среди равных персонажей будущего театра марионеток. Характерно, что Сердюков не входит в состав окружения ни одного из двух основных кандидатов в преемники (кстати, это же относится и к Сергею Нарышкину, назначенному вице-премьером, ответственным за внешнеэкономическую деятельность). То же самое можно сказать и о Зубкове, который должен сохранить свой политический статус и при следующем президенте.

Более того, и без того значительные полномочия службы Зубкова могут в ближайшее время расшириться. Так, Росфинмониторинг планирует увеличить срок анализа подозрительных операций, которые приостанавливают банки, с пяти до 45 дней. Кроме того, ожидается принятие законопроекта, согласно которому ведомству Зубкова будет предоставляться информация о движении средств по счетам чиновников, в первую очередь высоких рангов; в систему контроля будут включены и руководители госкомпаний.

Таким образом, будущий президент – кем бы он ни был – окажется с самого начала ограничен в своих политических и кадровых возможностях, Владимир Путин уже формирует команду (и официальную, и теневую) для своего преемника, исходя из собственных долговременных интересов. Оборона, внешнеэкономические связи и финансовая разведка – на все эти посты новому президенту будет крайне сложно провести свои креатуры (вспомним, что даже самому Путину долго не удавалось получить свободу в этой сфере: то же несостоявшееся назначение Зубкова на министерский пост в 2000 году). А раз так, то очевидно, что Путин и после своей отставки сохранит власть, стоя за спиной подобранной им команды.

Назначение Сердюкова – часть обширного проекта Владимира Путина по заблаговременной расстановке доверенных лиц и созданию под себя устойчивой системы теневого управления страной, позволяющей передать номинальную власть «зиц-председателю».

http://forum.msk.ru/material/power/20598.html

 

<< Назад

Наверх