Бесплатный обед

Изабелла Джен
С самого утра лил дождь. Харитон ежился под навесом и пытался отогреть остуженные ветром ладони. Вода была повсюду: текла по асфальту, собираясь в лужи, в бесконечном потоке лилась сверху, была даже в ботинках, хлюпала и напоминала о необходимости высушиться. Харитон поднял с земли мокрую и противную, как болотная жаба, дырявую меховую шапку с завалявшимися в ней несколькими монетами, напялил на голову и поплелся на вокзал. Он знал место, где проходит труба с водой для отопления, и намеревался там как следует обсохнуть.
В животе неприятно урчало, но Харитон силой воли пытался заставить его замолчать. Желудок не прислушивался ни к каким доводам разума и продолжал бастовать. Харитон вытряхнул из кармана засаленные монеты - все, что сумел он сегодня выклянчить у населения, и посчитал. Едва хватало на бутылку пива. Чтобы хоть как-то успокоить недовольную душу и озябшее тело, он решил потратить на пиво последнее. "Бутылку сдам", - подумалось машинально, пока он, не поднимая головы, брел по улице до ближайшей палатки. Вдруг яркая вывеска бросилась в глаза:
"Бар-ресторан. Обед - бесплатно".
Харитон прочитал вывеску пять раз, потом еще три раза по слогам, не веря очам своим. С тоской посмотрел он на свои монеты и, бережно положив их обратно в карман, воровато оглядываясь, потянул ручку двери бара-ресторана на себя.
Оказавшись внутри, Харитон мог поклясться, что попал в совершенно другой мир. Здесь не было слышно шума города, сигналящих машин и топота ног бесчисленной толпы. Помещение было затемнено, лишь откуда-то из-под потолка лился приглушенный розовый свет, играла неторопливая, несколько зловещая музыка. Внутри никого не было. За стойкой скучал одинокий бармен. Он был в белой накрахмаленной рубашке и такого маленького роста, что его за стойкой практически не было видно. Критически, но делая безразличную мину, оглядел он Харитона с головы до ног и хладнокровно пододвинул ему меню.
- А правда, что у вас обедами бесплатно кормят? - произнес Харитон, почувствовав себя неловко из-за наивности собственной фразы. Он уже представлял себе ответ:
- Ты что, старый хрен, спятил, что ли? Иди на помойке поройся, там точно что-нибудь бесплатно пожрать себе найдешь!
Бармен сдержанно улыбнулся и предложил открыть меню. Ничего не понимая, Харитон протянул руку к зеленой книжке, почему-то смущаясь грязи под ногтями. Открыв где-то посередине, он почувствовал, что совершенно ничего не понимает.

Наименование Цена
Суп с фрикадельками 2
Свинина тушеная 3
Цыпленок жареный 2
Салат 1
Блинчики с мясом 2
Осетрина 5
Красное вино (15 лет выдержки) 4
Кофе 1

Харитон посмотрел на бармена, глупо улыбаясь.
- Цены в долларах, да?
Бармен осклабился в какой-то циничной ухмылке.
- Нет, не в долларах. В годах.
- Что?!
Бармен стал невозмутимо протирать салфеткой бокал.
- Цены в годах, еще раз повторяю. Суп, например, стоит два года вашей жизни, а 200 грамм вина - четыре. Никаких денег. Обед бесплатный, как и договаривались.
Он снова ухмылялся. Харитон чесал затылок. Он не мог въехать в ситуацию, все было слишком нереально.
- Заказываете что-нибудь?
- Заказываю ли я?
После долгих раздумий, Харитон пришел к выводу, что хозяева этого заведения явно слетели с катушек. И следуя мудрой пословице "дают - бери, бьют - беги", Харитон решил пообедать на халяву.
- Конечно, заказываю. Мне супа две порции, цыпленка, салат обязательно, вина тоже можно. Наверное, еще и блинчиков.
- Сколько вам лет? - осведомился бармен. - Все-таки, на 13 лет заказываете.
- Не беспокойтесь, это я выгляжу старым, - ответил Харитон. - Давайте лучше побыстрее несите, я голоден.
С этими словами он выбрал самый уютный столик и уселся, довольно ухмыляясь. Харитон был доволен - он постепенно обсыхал и отогревался, к тому же чувствовал себя самым везучим человеком на свете.
Через десять минут перед ним дымился цыпленок, две тарелки супа, пахнущего просто божественно, разноцветной горкой лежал салат "Оливье", вино ловило розовые огоньки. Почувствовав себя к тому же и счастливым, Харитон с жадностью набросился на пищу...
Бармен протягивал какую-то бумажку.
- Распишитесь.
Харитон уже собирался уходить. Он держал в руке свою шапку, похожую на жабу, и его корпус был повернут в сторону выхода.
- Зачем? - почувствовав подвох, осведомился он. Кажется, сейчас этот накрахмаленный потребует денег за съеденное...
- От вас нужна лишь подпись, - настаивал официант, - ничего более. Для отчетности. Фамилия и подпись под заказанными блюдами. Обед бесплатный, как и договаривались. Вы заплатите лишь годами.
Бармен не требовал адреса и тому подобных координат, а Харитон не сообщал, что его всегда можно найти на Казанском вокзале, поэтому он решил расписаться. Выйдя с полным желудком, сытый, сухой и довольный, как мартовский кот, Харитон направил было свои стопы в сторону вокзала, но, отметив, что дождь закончился, резко передумал и вернулся на свое старое место. Он положил шапку, сел на картонку, вытянул ноги, и сам не заметил, как заснул.
Утро встретило его ломотой в костях. Харитон проклял жесткость асфальта и холод летней ночи и медленно поднялся на ноги. Шапка была, естественно, пуста. Пока он спал, много кто мог преспокойненько воспользоваться ситуацией.
От вчерашнего обеда не осталось и следа. Харитон, правда, долго решал, приснилось все произошедшее ему или нет, пока не решил пойти и проверить. Бар-ресторан находился на том же месте. Харитон дернул на себя знакомую ручку и вернулся в странный мир с розовыми бликами под потолком. По сравнению со вчерашним, сегодня в баре было оживление. В углу сидела какая-то темная фигура и уплетала за обе щеки. Знакомый бармен знакомо стоял за знакомой стойкой. Увидев Харитона, он снова сдержанно улыбнулся и, любопытно его разглядывая, протянул зеленое меню. Но Харитон помнил все наизусть.
- Свинину, супа и вина!
Свинина казалась слишком жесткой, а суп - слишком горячим. Если его не остудить, начинали ныть зубы. Харитон списал это временное недомогание на ночь, проведенную под открытым небом на асфальте, и продолжал кушать, стараясь не задумываться.
Вдруг в бар ворвался звук шумного города. Харитон невольно вздрогнул, поднял голову и увидел юношу лет двадцати двух. Тот явно пришел в первый раз.
Пришедший долго удивлялся по поводу расценок и заказал тарелку супа. Он рассказал, как трудно сейчас приходится студентам, живущим на одну стипендию, будто оправдываясь за бесплатный обед.
- Два года? У меня отнимут целых два года? - сокрушался после молодой человек, подписывая принесенную барменом бумагу, зная, что придет сюда и завтра, чтобы заказать хотя бы самый дешевый салат.
- Вы не были против, - невозмутимо отвечал бармен, убирая папку с подписями под прилавок. - Заходите еще.
Но студент был уже в мире города.
Харитон расправился со своим обедом и привычно расписался в бумаге бармена. Сегодня он чувствовал себя не сытым, а отяжелевшим. Но это не мешало ему с чувством превосходства смотреть на своих голодных товарищей по несчастью, которые еще не обнаружили такую замечательную халяву...
Под вечер почему-то стали дрожать руки. Харитон с неприятным удивлением отметил, что не может держать на весу вытянутую ладонь, да и ноги как будто не держали. Настроение было хреновое, хотелось пойти в знакомый бар, выпить вина.
В зале было уже несколько человек. Харитон заметил среди присутствующих несколько своих приятелей. Но те как будто не заметили его.
- Бутылку вина, - сказал Харитон и удивился звучанию собственного голоса. Бармен выглядел растерянным, и эта растерянность никак не сочеталась с его вечно циничным образом.
- Это же... двадцать лет, - произнес он вкрадчиво, почти шепотом. Харитон устало махнул рукой.
- Неси!
Перед Харитоном стояла пустая бутылка красного вина 15-летней выдержки. Но он не чувствовал опьянения, скорее слабость. Бармен проводил его печальным взглядом, дверь, закрываясь, жалобно скрипнула где-то сзади. Харитон медленно плелся по улице, чувствуя, как силы оставляют его с каждой минутой. Как будто гравитация увеличилась в несколько раз, и Земля тянула к себе. Идущие навстречу люди испуганно шарахались и отходили в сторону. Харитон смотрел на них мутным взглядом и уже отказывался что-либо понимать. Внезапно ноги его подкосились, и он рухнул на колени прямо посреди огромной лужи, еще не успевшей высохнуть с поры того самого дождя.
Харитон не мог подняться. От стоял на четвереньках и уговаривал сам себя встать и идти дальше. Нужно было по крайней мере добраться до лежанки и пережить болезнь. Вдруг он заметил свое отражение...
- Господи, нет!!! - завопил Харитон, ощупывая обвислые складки на своем лице, лице древнего старика, и заплакал как ребенок.
- Мне же пятьдесят три! Только пятьдесят три! - кричал он беспомощно проходящим мимо людям, но те лишь прибавляли шаг, испуганно озираясь на безобразного старика, по иссохшим щекам которого лилась вода неподдельного горя и отчаяния.


 

<< Назад

Наверх