Расследование обстоятельств катастрофы Ту-154 22 августа 2006

Расследование обстоятельств катастрофы Ту-154 "Пулковских авиалиний" под Донецком будет считаться окончательно завершенным только после утверждения отчета Межгосударственного авиакомитета Министерством транспорта РФ. А пока эксперты в неофициальном порядке приоткрыли завесу тайну о причинах гибели 170 человек.

Как пишет "Коммерсант", совершенно очевидно, что МАК признает причиной авиакатастрофы, произошедшей 22 августа 2006 года, неправильные действия экипажа в сложных метеоусловиях. Ту-154 мог перевалить через грозовой фронт, однако летчикам не хватило выдержки и высокой квалификации.

Как следует из данных параметрического и речевого самописцев Ту-154, расшифрованных МАК, проблемы начались, когда лайнер со скоростью 470 км/ч следовал на высоте 11600 метров над Донецкой областью. В этот момент самолет вошел в облака, появилась турбулентность, а локатор показал приближение к мощному грозовому фронту. Летчики поднялись еще на 300 метров, но скорость упала до 420 км/ч. Командир экипажа Иван Карагодин отключил автопилот и сам сел за штурвал.

Рассчитывая одновременно подняться и уклониться от молний, командир заложил крутой вираж вправо и потянул штурвал на себя, задирая нос машины. Сигнализация Ту-154 предупредила о превышении допустимого угла атаки, и Карагодин начал обратные действия, однако Ту-154 от этих их действий оказался почти в вертикальном положении, и спустя несколько секунд ушел в плоский штопор.

Командир экипажа действовал по инструкции, но к моменту перехода на ручное управление, видимо, находился в состоянии сильного волнения. К такому выводу пришли привлеченные расследователями эксперты-психологи.

Командиру Ту-154 эксперты в первую очередь ставят в вину сам полет в грозу, запрещенный летными инструкциями. Роковой ошибкой Карагодина, по мнению экспертов, стала допущенная им потеря скорости самолета. Критичной для Ту-154 является значение 575 км/ч, а пилоты подходили к грозовым облакам уже на скорости около 470 км/ч, при этом скорость продолжала падать.

Еще осенью прошлого года директор ГТК "Россия" (бывшее "Пулково") Сергей Михальченко заявил, что экипаж разбившегося самолета не нарушал правил эксплуатации воздушного судна, а катастрофа произошла из-за "совокупности факторов", в числе которых он назвал "турбулентные потоки и конструктивные особенности Ту-154". Согласно этой версии, экипаж не вел самолет на грозу, а обходил ее, однако в момент совершения маневра Ту-154 настиг мезоциклон.

В течение последнего месяца, как стало известно "Коммерсанту", эксперты МАК проверяли эту альтернативную версию о мезоциклоне, но она не нашла подтверждения. Кроме того, проведенное по заказу МАК математическое моделирование полета Ту-154М на больших углах атаки подтвердило, что перед тем как уйти в штопор и разбиться, самолет превысил критический угол атаки на 10-15 градусов.

 

<< Назад

Наверх