Чем опасна турбулентность?

С земли кучевая облачность представляется невесомой ватой. А из иллюминатора самолета сплошная слоисто-кучевая облачность выглядит мягкой пушистой периной. Неслучайно легкие и воздушные облака называют "парящими в небе белокрылыми лошадками".
Но вся эта мягкость обманчива. Каждый из нас, летая на самолетах, при пробивании облачности испытывал дискомфорт. Потрясывания и покачивания самолета, легкие броски вверх и вниз – результат нисходящих и восходящих воздушных движений. В кучево-дождевых облаках наблюдается сильная турбулентность. Скорость воздушных потоков может достигать 30 м/с (108 км/ч). Вследствие сильной турбулентности создаются перегрузки, угрожающие прочности самолетов. Неслучайно конструкции угрожающе потрескивают. Для непристегнутых пассажиров это чревато травмами различной степени тяжести.
Самыми опасными считаются грозовые облака. Специальные исследования показали, что мощные неупорядоченные движения в грозовых облаках создают перегрузки самолета до 2g. Они хотя и меньше эксплуатационных, но, накладываясь на маневренные перегрузки, могут создать суммарную перегрузку, превышающую предельно допустимую. Кроме того, в грозовых облаках возможны очень высокие скорости вертикальных движений воздуха. По косвенным признакам, они могут достигать 60 м/с. Наибольшую опасность представляет попадание самолета в зону сильных вертикальных движений в верхней части грозового облака. Из-за разреженности атмосферы вблизи потолка самолета маневренность и допустимая перегрузка значительно меньше. Поэтому при сильной болтанке возникает опасность выхода самолета на закритический угол атаки, в результате чего двигатели могут запомпажировать (остановиться). При сильных неупорядоченных вертикальных движениях воздуха, независимо от управления самолетом, резко изменяются углы атаки и тангажа, а отсюда подъемная сила и лобовое сопротивление. В результате самолет неупорядоченно бросает вверх и вниз. Отмечены случаи, когда самолет бросало на 1700 м, а его непроизвольное кренение составляло 60°.

23 июня 2009 | 12:27
http://news.gismeteo.ru/news.n2?item=63381443233

 

<< Назад

Наверх