Практика «правильной речи»

Буддийский монах Тит Нат Хан, как и многие мыслители, посвятил свою жизнь любви и состраданию к миру и окружающим. Одно из таких проявлений любви и мудрости — наша речь.

Мы привыкли обращать на неё внимание с точки зрения темпа и тембра, грамотности и яркости. Но иногда мы забываем про суть, которую закладываем в наши слова. Какие эмоции они вызывают у слушателя? Гнев и смятение или спокойствие и уверенность?

Одну из таких практик «правильной речи» описывает Тит Нат Хан. Он призывает тренировать речь сострадания, терпимости и прощения каждый день. И тогда говорящему не понадобится быть учителем из древней притчи, чтобы своими словами согревать слушающего.

«Правильная речь» основывается на четырёх практиках буддизма.

Говорите правду. Это правило прошло с человечеством через века — от религиозных учений до «Денискиных рассказов». Всё тайное однажды становится явным, поэтому зачем лгать? Последствия таких слов могут оказаться слишком тяжёлыми. Но что делать, если правда может причинить боль? Нужно найти в себе силы и подобрать способ сказать человеку всё как есть, но с любовью и состраданием, оберегая его чувства.

Не преувеличивайте. Не стоит в разговоре раздувать из мухи слона, доводя случайную ошибку до размеров катастрофы или банальные действия до подвига. Отдаляясь в своих словах от истины, вы рискуете разрушить доверие в отношениях с окружающими.

Используйте мирные слова. Воздержитесь, особенно в эмоциональные моменты, от резких слов, упрёков, обвинений, оскорблений и унижений.

Будьте последовательны. Это значит, что ваша позиция, убеждения и история не поменяются в зависимости от человека или компании, с которыми вы общаетесь. Очень часто противоречивая информация от одного человека может привести к конфликтам. Практика правильной речи подразумевает, что вы верны своим словам и не меняете мнения ради собственной выгоды.

Есть три ошибки в общении людей: первая - это желание говорить прежде, чем нужно; вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно; третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем.

 

<< Назад

Наверх